Работа с сотрудниками

В настоящее время многое связано с нервно-психическим напряжением. Высокие темпы уровня жизни, информатизация, нестабильность в обществе в целом, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии. А длительное воздействие стрессовой ситуации может привести к переходу пограничного состояния в болезнь. Профессиональная деятельность сотрудников  связана с неизбежными эмоциональными и нравственными перегрузками. Это является основой для возникновения так называемых профессиональных личностных деформаций — таких как синдром эмоционального выгорания, аддиктивное поведение в виде работоголизма, ургентной аддикции. Кроме вредных для здоровья последствий указанные процессы могут приводить к профессиональной дезадаптации и функциональной деградации как отдельных специалистов, так и целых коллективов.

Важнейшим принципом предотвращения синдрома выгорания является соблюдение требований психогигиены.

Психогигиена это отрасль психиатрии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей среды и образа жизни, благотворно влияющая на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья. Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Существует немало способов, используемых в рамках психогигиены для предупреждения СЭВ. Но в основном акцент делается на следующие моменты:

  • стремление к личностному росту;
  • расширение кругозора по проблемам, т. е. информированность;
  • четкое разделение личной жизни и профессиональной деятельности;
  • расширение своих социальных контактов;
  • рационализация профессиональной деятельности;
  • система поощрения.

Р. Кочюнас предложил следующие способы предупреждения синдрома выгорания:

  • культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью, сочетание работы с учебой, исследованиями, написанием научных работ;
  • внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
  • поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой расслабления, медитации;
  •  удовлетворительная социальная жизнь, наличие нескольких друзей (желательно других профессии), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;
  • стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;
  • способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
  • открытость новому опыту;
  • умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивного результата в работе и жизни;
  • обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем он сам);
  • чтение не только профессиональной литературы, но и другой литературы для своего удовольствия без ориентации на какую-либо пользу;
  • участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
  • периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
  • участие в работе профессиональных групп, дающей возможность обсудить возникновение личных проблем, связанных с работой; хобби, доставляющее удовольствие.

Методы восстановления психического здоровья весьма широки, но выбирать их следует с учетом индивидуальных особенностей сотрудника и специфики, выполняемой им работы. Важно отметить, что большинство из них можно применять только под руководством психологов, так как неправильное их использование может нанести вред психике. Возможность использования этих методов зависит от индивидуальных особенностей человека, его предпочтений. Наиболее доступными для каждого человека являются аутотренинг и медитация.

Аутотренинг (тренировка аутогенная) — метод самовнушения, разработанный немецким психологом И. Шульцем в 1932 году. Его основу составляет прием погружения в релаксационное состояние и самовнушение, за счет чего происходит овладение навыками произвольного вызывания ощущения тепла, тяжести, покоя, расслабления. Овладение сознательным контролем над подобными функциями приводит к нормализации и активизации основных психофизиологических процессов.

Релаксация — это произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабления, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.

Медитаиия- это интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и прочее, достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и другое напряжения).

Для успешной медитации необходимо 4 условия:

  • спокойное окружение, т.е. отсутствие внешних стимулов;
  • удобная поза, т.к. мышечное напряжение может мешать процессу;
  • наличие объекта концентрации;
  • пассивная установка, т.е. человек позволяет возникнуть медитативному процессу, вместо того, чтобы контролировать его.

Можно также использовать методы психотерапии для предотвращения синдрома эмоционального выгорания. Например, библиотерапию. Цель библиотерапии — воздействие на человека путем специально подобранной литературы в целях нормализации, оптимизации его психики. Использование этих методов дает человеку возможность:путем эмоциональных переживаний их содержания, обогатить свой внутренний мир, понять его сложность и уникальность;понять и принять внутренний мир окружающих людей;стимулировать процессы удовольствия, покоя, уверенности, снятия напряженности, страха, облегчения страдания, общего укрепления психики человека.

Не менее интересными являются и методы психосинтеза Роберта Ассаожоли.

Психосинтез ставит своей целью развитие и совершенствование личности с последующей гармонизацией личности и «Я» человека. Основное внимание при данном подходе сосредоточено на цели и позитивной мотивации человека, а не на проблеме. Упражнения содержат в себе медитативно релаксационные элементы. Упор в них делается на позитивную мотивацию.

В целом, методы предотвращения СЭВ неисчерпаемы. Очень хорошо сочетать методы, о которых мы говорили выше, с психогимнастикой, танцевальной терапией, телесно-ориентированной терапией. Рекомендуется не только применять методы индивидуальной работы специалиста над собой, но прорабатывать некоторые проблемы в группе или целом трудовом коллективе, используя, например, арт-терапию, тренинги и т.д. При этом нужно учитывать индивидуальные особенности каждого специалиста.