Работа с ПСУ

Направления реабилитационной деятельности с получателями социальных услуг.

Анималотерапия — разновидность психотерапевтической помощи, при которой используются животные.

Функции анималотерапии:

  • Снятие стресса, нормализация работы нервной системы и психики в целом;
  • Гармонизация межличностных отношений, повышение уровня социализации;
  • Психическая, социальная реабилитация;
  • Самореализация, общение.

Анималотерапия позволяет избавиться от заболеваний, и избегать негативных последствий стрессов.

Арт-терапия (от англ. Art – искусство; therapy – терапия, лечение) – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Термин «арт-терапия»ввел в употребление художник Адриан Хилл  в 30 г XX века.

Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех проживающих, которые недостаточно хорошо владеют речью, затрудняются в словесном описании своих переживаний.

Показаниями для проведения арт-терапии является: трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная «Я-концепция», низкая самооценка.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Задачи арт-терапии

1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

2. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.

3. Получить материал для психодиагностики.

4. Проработать подавленные мысли и чувства.

5. Установить контакт с проживающим.

6. Развить самоконтроль.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

8. Развить творческие способности и повысить самооценку.

Почему в своей работе мне нравится использовать метод арт-терапии, из-за ее мягкого, бережного действия на человека. Под руководством психолога навредить проживающему с помощью творчества невозможно. Арт-терапия работает напрямую с подсознанием, она является  своеобразным мостиком из души  в мозг. Любой наш рисунок, поделка, рассказ — это мы сами, это  наши мысли, чувства, образ себя, это наше мировоззрение. Основным механизмом арт-терапии является сублимация. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, страх, радость и т.д. Во время работы, когда удастся преодолеть сопротивление, человек получает удовольствие от дела, которым занят, он получает много радости, силы, энергии. Творчество не имеет границ, потому что себя можно открывать и узнавать бесконечно!

Балицкая Т.Г., психолог

Коллаж – технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на ватман предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Материалом служит газеты, журналы, природные материалы, различные предметы. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу создается объемная композиция. Можно вырезать из газет и журналов фигурки, составив из них историю.

Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.

Данный метод способствует сплочению группы, развитию творческих способностей, снятию эмоционального напряжения. В зависимости от цели работы темы коллажей могут быть различными, касаться различных сфер жизни человека.

Песочная терапия:

— способствует процессу индивидуализации;

— снимает скованность, освобождает творческий потенциал, внутренние чувства;

— развивает воображение, обеспечивает многогранный опыт благодаря множественности символических значений;

— создает мост между бессознательным и сознательным, внутренним и внешним, духовным и физическим, невербальным и вербальным;

— дает проживающему возможность от роли «пострадавшего» перейти к роли «создателя» своей жизни.

Когнитивный тренинг

— увеличение объема памяти;

— улучшение зрительного и пространственного восприятия;

— увеличение темпа деятельности проживающего;

— улучшение концентрации и устойчивости внимания;

— повышение адекватности мышления.

Когнитивный тренинг

Телесно-ориентированная терапия.

-нахождение и снятие собственных мышечных «зажимов»;

-изучение невербальных компонентов общения;

-осознание языка собственного тела;

-осознание языка тела окружающих.

На современном этапе развития социальной ответственности государства перед проживающими, наиболее актуальным является совершенствование реабилитационных технологий и повышение качества обслуживания проживающих в стационарных учреждениях.

Сложность контингента проживающих психоневрологического профиля имеет полимодальный характер и заключается в неоднородности половозрастного состава, специфических условиях жизни которые, формируют эффект госпитализации, стихийные (дезадаптированные) формы социализации. При этом, сложный по составу контингент, в связи с периодически меняющимся психическим состоянием, с учетом сезонных факторов, имеющий сочетанные нарушения в психической и соматоневрологической сферах, обусловливающих ограничения способности к ориентации в окружающей действительности,  передвижению, самообслуживанию, а также выраженные нарушения в сфере, общения, контроля за своим поведением, обучения и работоспособности,  требует не только медицинского и санитарно-гигиенического ухода, но и постоянного психолого-педагогического сопровождения.

Задачи психолога достаточно объемны и направлены на осуществление мероприятий по психологической реабилитации проживающих, основной целью которой, является социализация проживающих за счет максимальной активизации и наиболее оптимального использования их остаточного потенциала.

Структурно деятельность, выполняемая в рамках работы психолога, состоит из следующих направлений:

Психодиагностический этап

Психодиагностика исследование мышления

«Установление последовательности событий»

Исследование сенсомоторной сферы и внимания

Исследование памяти

Исследование эмоционально-волевой сферы

Начальный этап реабилитации включает в себя психодиагностику, с которой начинается реабилитация проживающих. Диагностика  имеет значение не только в начале реабилитации, когда планируются и осуществляются реабилитационные мероприятия, но и для отслеживания актуального состояния и обеспечения их социальной безопасности в процессе жизнедеятельности в доме (например, при необходимости выдачи разрешения о выходе за пределы учреждения, либо в случае изменения психоэмоционального состояния и необходимости экстренной госпитализации в психиатрическую больницу).


Психокоррекционный этап (индивидуальная, групповая работа).

Коррекция праксиса

Коррекция поведенческих особенностей

Важным аспектом в психодиагностике вновь прибывших проживающих является оценка психического статуса, определение сохранных компонентов психической деятельности (реабилитационного потенциала и адаптационного прогноза) с целью их включения в реабилитационный процесс.

На этапе психодиагностического обследования психолог производит оценку степени выраженности нарушений:

— познавательной сферы (память, внимание, мышление, восприятие), особенностей речи и интеллектуального уровня в целом;

— динамических характеристик психической деятельности и ее продуктивности (подвижность психических процессов, темп психической деятельности, истощаемость);

— эмоционально-волевой сферы (эмоциональную уплощенность, склонность к аффектации, раздражительность, плаксивость, перепады настроения, способность к волевому усилию и т.п.) для выявления ее изменений вследствие заболевания;

— личностной сферы (мотивы, потребности, ценности, установки, самооценка, уровень притязаний, отношение к болезни и своему социальному статусу), с целью уточнения изменений основных структур личности, выявления ее компенсаторных механизмов.

Все вышеописанные характеристики имеют большое значение для выбора тактики, стратегии работы с проживающими. По результатам полученных данных составляется психологическое заключение с указанием степени выраженности имеющихся нарушений, ограничений основных сфер жизнедеятельности, способности и возможности проживающего к работоспособности, обучаемости и практических рекомендаций по включению проживающего в процесс социокультурной реабилитации, адаптивно-физические программы, а также по его рациональному трудоустройству и расселению.

Далее, на основании выявленного реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза, проживающий включается в процесс психологической реабилитации.

Содержательно, реабилитационная работа, осуществляется в виде индивидуальных или групповых занятий, а также индивидуального психологического консультирования и индивидуальных личностно-ориентированных бесед.

Содержание групповых занятий, проводимых в кабинете психолого-педагогической службы, имеет либо коррекционно-игровой характер (развитие речевых, графических, моторных навыков, развитие навыков общения, коррекция и формирование личностных качеств (самооценку, адекватный уровень притязаний), либо ориентирован на творческое самовыражение, проработку эмоциональных состояний и групповых взаимодействий (профилактику или разбор различных, негативных поступков: алкоголизации, межличностных конфликтных взаимодействий и агрессивных проявлений).

Индивидуальные психологические беседы, как форма работы, востребованы достаточным количеством лиц, подразумевают определенный интеллектуальный уровень, и в основном проходят по запросу самих проживающих, преимущественно отражая следующий круг проблем: «конфликты с персоналом», «конфликты с родственниками», «желание изменения своего социального, либо профессионального статуса», «желание наладить отношение с другими проживающими». Беседы носят функцию нормализации психоэмоционального состояния, профилактики и коррекции поведенческих проявлений, а также удовлетворения базовых потребностей любого человека в общении и безопасности.

Все формы психологической реабилитации (индивидуальные, групповые) повышают вовлеченность клиентов в социо-культурную жизнь нашего дома, улучшают их социально-бытовую и психологическую компетентность, позволяют ощутить им свою причастность и задействованность в социальных процессах, а значит, оптимизируют их социализацию и качество жизни, даже в условиях ограниченности индивидуально-психологических (личностных) и социально-средовых возможностей.

Для психологической коррекции эмоциональной сферы в нашем доме используется специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПРОЖИВАЮЩИМ

Разработка индивидуальной программы психологической помощиПсиходиагностика проживающихПсихологическое консультирование проживающих и психотерапияПсихокоррекция проживающихСоциальная реабилитация проживающих
1-диагностика познавательных процессов-психологическое исследование эмоционально-волевой сферы-исследование коммуникативных навыков
-диагностика степени сформированности социально-бытовых умений и знаний норм поведения в социуме
2-составление индивидуальной программы адаптации к жизни в нашем доме
-составление индивидуального плана коррекции познавательных процессов
-составление плана коррекции коммуникативных навыков
-составление индивидуального плана развития социально-бытовых умений и знаний норм поведения в социуме
— Диагностика психических состояний и дезадаптации
— Диагностика свойств и особенностей личности
— Диагностика интеллекта
— Диагностика внимания
— Диагностика восприятия
— Диагностика памяти
— Диагностика мышления
— Диагностика межличностных отношений и коммуникативных навыков
-Патопсихологическое экспериментальное исследование клиентов
1.Психоанализ
2.Гештальттерапия
3.Психодрамма
4.Трансактный анализ
5.Арт-терапия
1. Коррекция познавательной сферы
2. Коррекция личности
3. Коррекция аффективноволевой сферы
4. Коррекция поведенческих аспектов
5. Коррекция межличностных  взаимодействий
Психокорреция проводится либо индивидуально, либо в тренинговой группе, в отдельных случаях комплексно
1. Групповые лекции
2. Индивидуальные практические занятия
3. Групповые практические занятия
4. Групповые тренинги
5. Игры и функциональные упражнения с отработкой навыков
6. Тест по каждой теме
7. Вопросы для обсуждения по каждой пройденной теме
8. Оценка степени сформированности социально-бытовых умений и знаний норм поведения в социуме